Главная страница раздела
путеводитель on-line


Сувениры и ART-жизнь
Полезные советы
Обратная связь

История Судака

Башня Фредерико Астагуэра (Портовая)
Башня
Фредерико Астагуэра
(Портовая)
Лютеранская Кирха
Лютеранская Кирха
Башня Чобан-Куле на мысе Агира
Башня Чобан-Куле
на мысе Агира
Представления об истории Судака прочно связаны с генуэзской крепостью. Генуэзский период в истории города был настолько ярким, что затмил собой предыдущие. Иногда создается впечатление, что до генуэзцев города как бы и не было. На самом деле это далеко не так: генуэзцы город не основали, а захватили, превратив его в крупный военно-административный центр. Но еще до появления энергичных генуэзских купцов здесь, за оградой мощных оборонительных стен, бурлила жизнь большого торгового города.

Как все начиналось

История города уходит своими корнями в античность. И пусть Судак значительно моложе Керчи и Феодосии, но зато он едва ли не единственный среди городов Боспорского царства может похвастаться точным знанием даты своего рождения. Случилось это событие в начале III в. н.э. во время правления царя Савромата II. Греческая средневековая рукопись сообщает, что 5720 г. "от сотворения мира", т. е. в 212 г. н. э., была построена крепость Сугдея.

Крепость возникла не на пустом месте. Плодородные долины окрестностей Сугдеи были освоены человеком со времен древнекаменного века - палеолита. В поселке Новый Свет были найдены орудия труда неандертальского человека. Следы стоянки неандертальцев обнаружены и у мыса Меганом. С тех прадавних времен жизнь в этом краю не прерывалась. Неподалеку от города и в Новом Свете были обнаружены орудия труда времен неолита, а на мысе Меганом, в Капсельской долине, у Алчака и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения уже эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.

В I тысячелетии до н. э. судакские окрестности плотно заселили тавры. Жили они в пещерах, хижинах и укрепленных убежищах, сложенных из крупных камней. Главным их занятием была охота, мотыжное земледелие и скотоводство. Знали тавры и виноградарство. Остатки таврских поселений, убежищ и могильники с "каменными ящиками", или дольменами, - были обнаружены в Капсельской долине. Обломки таврской лепной посуды находили на склонах Крепостной горы и до сих пор находят на горе Караул-Оба. Там же сохранилась до наших дней система укрепленных убежищ – «таврские лестницы».

Жившие на берегу тавры ловили не только рыбу: при каждом удобном случае они нападали на проходившие мимо их берегов греческие суда, которые начали появляться здесь с VII в. до н.э. С легкой руки греков горная часть полуострова получила название «Таврика». Отчасти из-за столкновений с таврами крупные греческие колонии основывались подальше от опасных горных ущелий. Потому территория современного Судака начала активно заселяться греками только через много сотен лет после первого появления у берегов Таврики. Племена суровых и негостеприимных тавров к тому времени уже исчезли с исторической арены.

Народности, жившие на территории полуострова, сменялись одна за другой. Однако влияние греческой культуры было настолько велико, что в конце античности почти всё население Северного Причерноморья, независимо от этнической принадлежности, прочно усвоило ее основные черты, и стало воспринимать письменный греческий язык как язык культуры и образования. При этом жители Восточного Крыма долгое время сохраняли многие элементы своего родного языка, в первую очередь систему личных имён и географических названий. Первоначальное название города – «Сугдея» - происходит от древнеиранского слова «сугда», что в переводе означает «чистый» или «святой». Среди различных ираноязычных племён в III в. наиболее могущественным и многочисленным было племя алан (аланы, кстати, являются предками современных осетин. Заброшенное поселение Сугда есть и на Кавказе). Именно алан большинство ученых считают основателями города.

Современное название города – Судак – не более чем форма произношения старого названия. Каждый народ переиначивал название города на свой манер. В греческих источниках название города произносится как Сугдея, Сугдия, Согдейя; в западноевропейских - Сугдабон, Солдайя, Содойя; в персидских, арабских и турецких - Сугдак, Сурдак и Судак. Изменение произношения слова ярко фиксирует основные вехи в истории города: греческую (Сугдея), генуэзскую (Солдайя) и турецкую (Судак).

Греки и Сугдея

Первоначально Сугдея представляла собой небольшой наблюдательный пункт и пристань. После вхождения Восточного Крыма в состав византийской империи (VI в. н.э.) здесь был таможенный пункт и появились первые крепостные сооружения. После захвата города хазарами он был превращен в ставку хазарского военного чиновника тудуна, главной обязанностью которого был контроль за сбором налогов. Однако влияние греческого христианства было настолько велико, что практически во все периоды истории города большинство населения говорило на греческом языке и исповедовало православное христианство. В первой половине VIII в. здесь была основана епископия. Среди Сугдейских епископов наиболее известен святой Стефан Сурожский, исповедник, непримиримый противник иконоборчества. Хазарский каганат был разгромлен Киевской Русью в конце Х века, и Сугдея, к тому времени возросшая не менее чем втрое, снова попадает под власть Византии. Город становится крупнейшим торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья.

Порт Сугдеи связывал страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, евразийские степи со странами Ближнего Востока и Западной Европы. Сугдея превращается в город международного значения, где встречаются купцы со всех концов мира - из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии, Индии, Китая. Город был одним из пунктов Великого Шелкового пути. С Запада привозили в Сугдею английские и французское сукно, оружие, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шелк. Из Руси через Сугдею шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька и др. Город был так знаменит, что даже Черное море арабские писатели и путешественники называли Судакским. Богатство города не давало покоя алчным соседям. В XI в. город захватили половцы, в 1239 г. – монголы Чингиз-хана. С 1249 г. администрация Крымского улуса Золотой Орды ежегодно собирала дань в пользу золотоордынского хана. На город совершалось множество набегов. Только за тридцать лет – 1308-1338 – Сугдею разоряли пять раз.

Русичи называли его Сурожем

Еще со времен захвата князем Владимиром Корсуня (совр. Севастополь) в 988 году, связи Сугдеи с Русью были постоянными и устойчивыми. В древнерусских летописях город называют Сурожем. Кроме летописей, Сурож упоминается во множестве былин и выдающемся памятнике русской литературы – «Слове о полку Игореве». Из Сурожа на Русь везли шелк-сырец, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, имбирь, перец, гвоздику и другие пряности. Иностранных и сугдейских купцов, торговавших этими товарами, называли "сурожскими гостями". Позже это название распространилось и на русских купцов, торговавших товарами, которые вывозились из Сурожа в русские города. «Суровиной» именовалась небеленая пряжа, привезенная вместе с другими товарами из Сурожа. В современном русском языке «суровина» - это хорошо нам знакомая суровая нить.

Сурож и Русь связывала не только торговля. Русские князья широко привлекали сурожан в качестве переводчиков и для выполнения различных дипломатических и иных поручений. Например, великий князь московский Дмитрий Иванович (впоследствии получивший прозвание "Донской"), отправляясь в поход против татар, взял с собой десять сурожан - как свидетелей будущей великой битвы, а также, по-видимому, и как толмачей. Основание на Тамани русского Тмутараканского княжества, в состав которого позже попала и часть Керченского полуострова, и прочные связи с Русью привели к тому, что среди населения Сурожа русские составляли весьма значительную прослойку. Наличие русских в Суроже подтверждают и многочисленные археологические данные.

Итальянцы и Солдайя

Со второй половины XIV в. черноморское побережье Крымского полуострова захватили жители Генуи – города-республики в Северной Италии. Захвату Сугдеи предшествовала долгая борьба с соперниками в морской торговле – такими же городами-республиками Пизой и Венецией. Генуэзские купцы вышли из этой борьбы победителями, умело воспользовавшись сложным положением Византийской империи во времена крестовых походов. Центром торговли стала Каффа (совр. Феодосия), а Солдайе была отведена роль военно-административного центра. Старые крепостные стены были отремонтированы, и много лет, башня за башней, возводилась знаменитая крепость. Она строилась под контролем и по заказу итальянцев, и потому может по праву считаться образцом средневековой европейской фортификации. По признанию современных итальянских историков, Судакская крепость находится в намного лучшем состоянии, чем сооружения того же периода, сохранившиеся на Апеннинах.

Кроме военного значения, Солдайя еще играла роль административного центра большого сельскохозяйственного округа. Это привело к тому, что главным занятием не только деревенского населения, но и городских жителей становится не торговля, а земледелие, особенно возделывание и обработка винограда. Об особой роли виноградарства и виноделия в жизни солдайцев свидетельствует тот факт, что в городе существовал даже специальный налог на виноградники, а порядок водоснабжения Солдайи предусматривал выделение воды особо для полива виноградников.

Кроме владений в Крыму, генуэзцы располагали колониями на западном, южном и восточном берегах Черного моря. Весь черноморский бассейн оказался почти в полной власти генуэзцев. Они содержали на Черном море самый могущественный флот. Имея здесь самые крепкие фортификационные сооружения и владея Перой на берегу Босфора, генуэзцы контролировали единственный морской путь из Черного моря в Средиземное. Так продолжалось до захвата Константинополя Османской империей.

С середины XV в. положение в генуэзских колониях Крыма стало угрожающим. В мае 1453 г. турки-османы захватили столицу Византийской империи Константинополь. Падение Царьграда, как его называли русские, нанесло черноморским колониям Генуи сильнейший удар: основной путь, связывавший их с метрополией, оказался под контролем турок. Регулярная связь с Генуей прервалась, экономическое положение в генуэзских колониях на Черном море было чрезвычайно сложным. Крайне обострились национальные и классовые противоречия. Участились народные восстания, проходившие под лозунгом «Смерть знатным!». С новой силой вспыхнула борьба между генуэзцами и их соседями - татарами.

Турки и Судак

31 мая 1475 года турецкая эскадра подошла к крымским берегам. Началось повальное бегство населения из колоний - не только генуэзского, но и местного. Неподалеку от Кафы турки высадили крупный десант. Началась осада Кафы, а 6 июня крепость была занята. Вслед за Кафой были захвачены и другие владения генуэзцев в Крыму. Солдайя сопротивлялась дольше всех. Последние защитники крепости (около тысячи человек) заперлись в главном храме и были заживо сожжены нападавшими. В числе погибших был последний консул Солдайи – Христофоро ди Негро. Предание об этом подтвердили раскопки 1928 г.: в развалинах храма обнаружено множество обугленных человеческих скелетов.

Турки оккупировали все крымское побережье и княжество Феодоро, а своего недавнего союзника - Крымское ханство - обратили в вассала. Судак стал для них только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. Плодородную долину, ее сады и виноградники захватили новые хозяева - богатые жители Кафы. К концу XVII в. Судакский кадылык (т.е. район), входивший в состав Кафинского каймаканства (провинции), включал 20 селений от Алушты на западе до Коз (Солнечная Долина) на востоке.

В составе Российской империи

Во времена русско-турецкой войны 1768-1774 гг. на территории Судакской крепости был построен артиллерийский редут, а позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка. После присоединения Крыма к России в 1783 году Екатерина II раздавала земли своим приближенным. Судакские земли принадлежали князю Потемкину, и со свойственным ему размахом он начал сажать сады и виноградники, выписывая из Европы лучшие виноградные лозы, шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие деревья. Однако после смерти Потемкина его начинания были заброшены.

Раздача и раздел земель Судакской долины привели к тому, что хозяевами этих земель стали около двухсот мелких помещиков. Методы ведения хозяйства были отсталыми. Мелкие помещики сажали вперемежку, что попало и стремились к одному - побольше надавить вина и подороже его продать. Крупные помещики использовали судакские окрестности исключительно как место отдыха, приезжая на лето и напрочь забывая о приморском поместье зимой. По свидетельству очевидца, в 1869 году Судак был «…самое маленькое местечко, расположенное в долине того же имени на версту от моря, с каменного красивою православною церковью, с десятком домов и домиков по обе стороны церкви, да две мелочных лавочки, пекарня, резня, кузница, бондарня, почтовая станция и три шинка. Сам по себе (Судак) далеко не важен, но обширное местоположение долины с большим количеством лучших виноградников и значительное виноделие поставили его на высокую ступень…» В самом деле, несмотря на отсталые методы ведения хозяйства, в XIX в. Судак - местечко Таракташской волости Феодосийского уезда - вышел на первое место в Крыму по виноградарству и виноделию. Этому немало способствовали благоприятные природные условия.

Открытие пароходства на Черном море благоприятно повлияло на развитие края. Улучшилось состояние торговли. Судак стал не просто местечком, а известным и к тому же дешевым курортом, где отдыхали в основном интеллигенция и студенты. Дореволюционный Судак оставался небольшим населенным пунктом, оживавшим в курортный сезон и на время уборки винограда. Кроме почтовой станции, здесь были телеграф, земская больница, аптека, земская библиотека-читальня. Проживало в Судаке около 2 тысяч, в основном русские, а также немцы, греки, армяне, украинцы, крымские татары, крымские караимы. Главные строения находились у церкви, около рынка. В прибрежной части располагались отдельные дачи и гостиницы. Летом Судак принимал одновременно до 3,5 тысячи приезжих. Отсюда вывозили вино, виноград, фрукты, рыбу, стройматериалы. Образную картину местечка той поры дал писатель Сергей Елпатьевский. В "Крымских очерках" он писал, что "о Судаке нельзя сказать, благоустроен он или неблагоустроен, - он просто не устроен, без всякого устройства". Эта фраза стала крылатой.

При советской власти

Советская власть победила в Судаке, как и везде в Крыму, в январе 1918 г., а утвердилась ноябре 1920-го - после долгой и жестокой борьбы. Началось становление хозяйства. Был создан виноградарский совхоз "Судак" – в числе первых в Крыму. Были восстановлены и расширены виноградники, сады и табачные плантации. В Ай-Савской долине было налажено возделывание эфиромасличных культур и построен завод для их переработки. Возродилось и виноделие, в том числе производство знаменитого новосветского шампанского. В 1924 г. в Судаке был организован первый дом отдыха. До начала Великой Отечественной войны на побережье района действовали четыре здравницы и турбаза.

Фашистская оккупация (с 1 ноября 1941 г. по 13 апреля 1944 г.) нанесла огромный ущерб хозяйству поселка и всего района. Были уничтожены виноградники, вырублены на дрова фруктовые деревья. Однако с первых же дней оккупации и до последнего дня гитлеровцы были в трудном положении: ни днем, ни ночью не давали покоя действия многочисленных партизанских отрядов.

14 апреля 1944 г. Судак был освобожден. Мраморные плиты холма Славы в Судаке хранят имена 240 патриотов, в том числе 213 местных жителей, отдавших жизнь в борьбе с фашизмом.

Восстановление народного хозяйства Судака шло быстрыми темпами. Особенно больших успехов достигли виноградари: на некоторых участках они добивались невиданных в Крыму урожаев - по 300 и более центнеров с гектара. С середины 60-х годов в Судаке развернулось интенсивное строительство.

Судак сегодня

Поселок городского типа Судак стал городом в 1982 году. Сейчас он ничем не напоминает один из главных средневековых центров мировой торговли. Это центр виноградарства, виноделия и, разумеется, курорт. Многочисленных туристов привлекает в Судак не только знаменитая крепость – судакские окрестности овеяны множеством романтических легенд. Да и сами названия этих легендарных мест манят своими загадочными названиями: Сокол, Меганом, Караул-Оба, Ай-Серез, Капсель… В городе не заметить пышных изысков архитектуры: дома как дома, улицы как улицы… Вся архитектура - в природе. Но разве этого не достаточно?