Главная страница раздела
путеводитель on-line


Сувениры и ART-жизнь
Полезные советы
Обратная связь

Белогорск - Села Белогорского района:

Чернополье (Карачёль)

Прежнее название села происходит от тюркских слов «кара» - черный и «чёль» - земля, степь, невозделанное поле. В 1948 году Карачоль переименован в Чернополье с учетом русского перевода прежнего названия села.

В I половине XIX века земли, на которых расположено Чернополье, принадлежали майору Максиму Грекову. В конце русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в Крым прибыли переселенцы из греческого села, располагавшегося в Восточной Фракии. По преданию, оно носило название Корфо-Колимбо. Вместе с ними переселялись в Крым греки и болгары из Бургаса, Варны, Василико, Сизополя, Тырново и других мест. Одна из первых групп греков и болгар прибыла в Феодосийский порт 10 апреля 1830 г. После карантина переселенцы из Корфо-Колибо и других городов и сел Восточной Румелии расселились в Феодосийском уезде в помещичьих имениях и на казенных землях. Но окончательно были определены места расселения прибывших переселенцев только через 30 лет.

Имение Карачель в то время находилось в Феодосийском уезде. В списке населенных мест Таврической губернии за 1864 г. Карачоль значится как сельцо – небольшое владельческое поселение великороссиян с помещичьей усадьбой, при безымянном источнике, возникшее по-видимому в 1856 г. Тогда в нем насчитывалось всего 10 дворов. В 1869 г. наследники Максима Грекова подарили часть принадлежавших им в Карачоле земель 15 крестьянам, а спустя несколько лет в Карачоле поселились и греки.

Греки-переселенцы почитали святых равноапостольных Константина и Елену, которые были покровителями их старого села во Фракии. По преданию, будущие жители Карачоля искали место для проживания у источника воды, имеющей особенные качества, в разных уголках Феодосийского уезда, но святой Константин якобы указал им безымянный источник на землях имения Карачоль. Село стало расти: к 1915 г. здесь уже было 104 двора, в которых проживали 537 человек взрослых (в дореволюционных переписях населения не считали детей). Население села, благодаря компактному проживанию, сохраняло родной язык и культуру. В 1887 году в селе открылась церковноприходская школа, в которой велись занятия по греческому языку, все остальные предметы – на русском. Школа способствовала сохранению национального языка и традиций. В 1813 году в селе была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.

В довоенные годы село Карачоль занимало среди греческого сельского населения второе место по численности после Аутки: в селе проживало 397 греков. Кроме них, в селе жили русские, украинцы, болгары, чехи. В 1944 г. жителей Карачоля – греков депортировали на Урал. Путь домой был труден и долог. Долгое время депортированные греки не могли вернуться домой в родное село, и часть бывших карачольцев обосновалась в г. Александрии. В 1960-1970-х годах греческая община села постепенно стала возрождаться. И сегодня в селе можно встретить потомков тех семей, что жили здесь до войны. Они бережно хранят свои традиции. Создан и успешно функционирует греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» и на его базе - народный музей.

За Чернопольем, на 50-м километре от Симферополя, раскопан курган Кеми-Оба. Там был подкурганный ящик, расписанный охрой (вероятно, могильник), внутри кромлеха из огромных, плотно пригнанных друг к другу плит песчаника. Недалеко стоял менгир – вертикально врытый в землю и слегка обработанный столб высотою в несколько метров. Обнаружил его ученый Аскольд Александрович Щепинский; так была открыта новая Кеми-обинская культура.