Главная страница раздела
путеводитель on-line


Сувениры и ART-жизнь
Полезные советы
Обратная связь

Белогорск - Села Белогорского района:

Село Балки (Аргын)

Село Балки, расположенное в долине реки Сары-Су, недалеко от ее истока, до 1945 года называлось Аргын. Село находится на высоте 300-330 м над уровнем моря, рядом с северными склонами Караби-яйлы. Живописная местность долины Сары-су была обжита людьми так давно, что ученые затрудняются в датировке. Можно уверенно сказать, что сколько на территории Крыма живет человек - столько в этих местах селились люди.

Обилие кремневых орудий, которые до сих пор можно найти в окрестностях села после вспашки земли, уводят нас по крайней мере в VIII-XV тысячелетие до н.э. Еще сохранившиеся дольмены (или «таврские ящики») на южной и западной окраинах села могли бы много нам рассказать о временах, когда здесь жили легендарные аборигены Крыма – тавры (V-I тысячелетия до н.э.) Не обошел эти места и не менее загадочный народ – киммерийцы (II тысячелетие до н.э.) Многочисленные курганы вокруг – это скифские и киммерийские захоронения. Большинство из них уже раскопаны и разрушены.

Скифы и эллины появились на месте современного села в первом тысячелетии до новой эры. Историк Феоктист Хартахай в своем труде «Христианство в Крыму» (1864) упоминает о греческой колони Аргонда (V в до н.э.), которая находилась на месте села Аргъын. Скифами обживалась северо-восточная часть села. С северной стороны над Балками высится гора Джай-тепе (431 м над ур.м.). Тепе по-крымскотатарски гора, вершина, как правило, с плоским верхом. Слово Джай обозначает лето; второй вариант – лук (оружие). Контуры горы напоминают боевой лук. Пилотка – так ее назвали послевоенные поселенцы из-за формы. Гора эта в старые времена почиталась местными жителями как сакральная. В III веке до н.э. скифы построили на плоской вершине крепость площадью около 0,9 га, известную в литературе как Аргынское городище. Это укрепление служило убежищем для жителей долины, постоянно там не жили. Внешняя стена укрепления шла вдоль края вершины, а внутри была еще одна. В юго-западном, самом высоком, углу укрепления возвышалась цитадель. Каменные стены, сложенные из бута среднего размера, поднимались на высоту 6 м. Вверху, на выровненной площадке, стена достраивалась из самана (саман – кирпич из глины с соломой и травой). Въезд в городище был по дороге с северной стороны, через ворота шириной 3-4 м. Аргынское городище простояло более пяти столетий. Дважды во время войн его разрушали (на рубеже II-I вв до н.э. и во второй половине II в до н.э.). После этого крепость восстанавливали заново. Однако в середине III столетия н.э. объединенные войска готов и алан сожгли Аргын и уничтожили крепость, после этого она уже не возрождалась. Сегодня на вершине горы можно проследить следы стен и дорогу с северной стороны.

Западнее от Джай-тепе возвышается небольшая гора пирамидальной формы – Куль-бийек. Считается, что она служила сигнальной: на ней разводили костер, информируя таким образом окрестных жителей об опасности.

Конец IV столетия ознаменовался приходом тюркских племен – гуннов. Эо повлияло на языковую и культурную ситуацию в Аргыне, хотя влияние христианской Византии оставалось довольно существенным.

Население Аргына в основном занималось разведением домашних животных и выращиванием сельскохозяйственных растений. Кроме этого в Аргыне было высоко развито гончарство. В селе стояли печи, где обжигалась глиняная посуда, черепица, кирпичи… Гончарный промысел существовал вплоть до 1 половины ХХ века. Кровельную черепицу с клеймом «Аргын» вывозили даже за границу (в Турцию, Румынию) вплоть до конца XIX века.

В средние века селение Аргын становится центром одноименного рода. Считается, что род Аргынских ведет свое происхождение от Кара-Коджа-бека. Среди потомков рода аргын сохранилась легенда о том, что в очень давние времена в эту долину пришли 5 братьев и поселились здесь. Они взяли себе родовое имя по названию этой местности – «Аргъын».

Вокруг Аргына формируется бейлик, который тоже назывался Аргынский. В 1551 году хан Девлет Герай утвердил аргынское карачейство за Ягмурчи-хаджи Аргынским. Карачеи как представители высшей военно-феодальной знати в Крымском ханстве были непременными участниками церемонии восшествия на престол крымского хана.

Наряду с беем Ширинским, бей Аргынский имел большое влияние в Крымском ханстве. Аргынский бей стоял у истоков создания государства Крымское ханство; поддержал первого крымского хана Хаджи Герая в его борьбе за власть в Крыму; в дальнейшем в Крымском ханстве был членом Дивана при хане (Диван – высший совещательный и исполнительный орган).

Средневековое поселение Улу Аргъын (Большой Аргын) было центром Аргынского кадылыка (кадылык – мелкая административная единица в Крымском ханстве). Вытянувшись вдоль реки Сары-су, село делилось на две части: северо-восточную мусульманскую (Аргъын) и юго-западную христианскую (Къаракъуба). Каждая часть в свою очередь делилась на районы (маале). Общее количество взрослого населения было около трех тысяч человек. Село было одним из самых крупных в Крымском ханстве. В юго-западной его части жили до полутора тысяч христиан, было около 250 домов, стоял храм св. Димитрия, больше десяти священнослужителей. В восточной, мусульманской, части жил бей Аргынский, было около 200 домов, стояла мечеть и было медресе. Медресе – высшее и средне учебное заведение; всего в Крыму было 35 медресе.

В 1778 году российские власти переселили крымских христиан в Приазовье. Из Каракубы вышло 1423 человека (не считая детей). Было оставлено 250 домов.

На новом месте выходцы из крымской Каракубы основали село и назвали его Каракуба. В разговорном обиходе это село называли Аргын или Каракуба-Аргын, а жителей – аргинотами, аргинцами. В 1782-1783 годах в 100 км от Каракубы жители этого села основали еще село – Новая Каракуба. В 20-х годах 19-го столетия жители Каракубы основали еще село – Бугасу. В 20-х годах ХХ века во время коллективизации в Каракубе создали четыре колхоза, один из них назывался «Красный Аргын».

В Крыму оставленное село больше не возродилось. На этом месте была небольшая деревня – Кара-коба (Кара-оба), которую после войны переименовали в Прудки а затем и вообще ликвидировали.

После официального включения Крыма в состав России (1783 г.) земли вокруг Аргына стали переходить к новым владельцам. Около трех тысяч десятин возле с. Аргын перешло во владение Василию Каховскому. Новые хозяева стали привозить из России и Украины крепостных и селить их на своих новых землях.

Все мурзы рода Аргын получили дворянство и стали называться Аргынские. Часть мурз и жителей села эмигрировали в Турцию.

В середине XIX века деревня Аргын была центром Аргынской волости. В ее составе было 29 деревень. В Аргыне находилось волостное управление с канцелярией и чиновниками, за порядком следил пристав, действовала крупная мечеть, работали больница и школа.

Возможно, именно в Аргыне родился в 1893 году всемирно известный ученый-филолог Бекир Чобан-заде. О его месте рождения до сих пор идут споры: одни исследователи называют Аргын, другие – Карасубазар (Белогорск).